Маркетинговая деятельность
Маркетинг (англ. marketing – рыночная деятельность) — сочетание всех видов предпринимательской деятельности, обеспечивающей продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям, а также изучение положения, предпочтений и установок потребителей и систематическое использование этой информации для создания новых потребительских товаров и услуг.
Маркетинговая деятельность предоставляет ряд возможностей для товаропроизводителей удовлетворить потенциальные потребности рынка.
- Увеличение объемов продаж, не меняя товар или слегка его модифицируя, т.е. возможность более глубокого проникновения на существующий рынок или выявления новых рынков через снижение цены, увеличение расходов на рекламу, распространение товаров через большее число магазинов, обеспечение ему более заметной выкладки на магазинных полках и т.п.
- Выход на новые рынки с уже существующим товаром (например, по территориальному признаку).
- Несколько модификаций товара, рассчитанных на разные группы потребителей, и продажи его на тех же рынках.
- Новые товары на новых рынках. Оцениваются маркетинговые возможности с точки зрения целей и ресурсов фирмы-производителя, определяются условия, привлекательные для фирмы и обеспечивающие ей конкурентное преимущество.
Для планирования, осуществления и контроля действенности маркетинговых мероприятий требуется информация — о клиентах, конкурентах, дилерах и прочих состовляющих, имеющихся на рынке товаров и услуг.
Цели маркетинговой деятельности
Маркетинговая деятельность, в основном, ориентирована на продукт или услугу, представляя собой комплекс мероприятий, которые имеют целью:
- анализ рынка предприятия, анализ объема товарооборота предприятия, кто может стать торговым посредником;
- исследование продукта — определение потребностей рынка в новых изделиях, улучшения или модернизации уже существующих;
- изучение потребителя — определение структуры потребительских предпочтений на рынке, исследование мотивов поведения потребителя на рынке;
- изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции — установление главных конкурентов компании на рынке, их слабых и сильных сторон, получение информации о финансовом положении конкурентов, особенностях производственной деятельности, управления;
- анализ каналов сбыта и форм рекламных объявлений — определить, как можно лучше и эффективнее реализовывать продукцию данной компании в условиях конкретного рынка;
- исследование рекламной деятельности — определение наиболее эффективных способов воздействия на потребителя, повышение его интереса к продукции;
- определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке — выработка системы стимулов, позволяющий заинтересованность оптовых покупателей в закупке более крупных партий продукции;
- исследование дополнительных ниш рынка.
Маркетинговая деятельность начинается с маркетингового (информационно-аналитического) исследования, на основе которого проводится стратегическое и тактическое планирование. Разрабатывается программа создания и вывода на рынок нового товара: формируются каналы движения товара от производителя до потребителя с участием торговых посредников (дистрибьюторов), организуется рекламная кампания и осуществляются другие действия по продвижению товара на рынок. После всех мероприятий оценивается эффективность маркетинговых действий.
Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования — это постоянно действующая система взаимосвязи людей, оборудования и методических приемов, предназначенная для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации для использования ее специалистами по маркетингу с целью совершенствования планирования, претворения в жизнь и контроля за исполнением маркетинговых мероприятий.