+7 916 252 40 72

Вербовочный плакат

Самый яркий пример вербовочного плаката — это иллюстрация Д.Моора «Ты записался добровольцем?». Плакат был создан в середине 1920 года, в разгар гражданской войны, и произвёл на современников ошеломляющее впечатление. Сам автор вспоминал: «Я собрал много разговоров по поводу этого плаката. Некоторые мне говорили, что они стыдились его, что им было стыдно не записаться добровольцами.»

Этот приём — прямое обращение к зрителю (потребителю) с энергичным личным призывом — хорошо известен в рекламе с конца XIX века и даже имеет определённое название — «I want». А эффект «взгляда прямо в глаза зрителю» был известен ещё средневековым художникам.


Ты записался добровольцем? Д.Моор. 1920. РСФСР
(Бумага, литография, 106х71см)

Несмотря на то, что идея была не нова, рисунок Д.Моора выделялся из ряда подобных плакатов за счёт использования интенсивного красного цвета и энергичного рисунка. Человек, указывающий пальцем, с глазами устремленными прямо на зрителя и поворачивающимися по ходу его — появился впервые на плакате в 1914 году во время Первой мировой войны в Великобритании. На плакате изображён лорд Китченер, в тот момент, военный министр.

1914. Альфред Лит. Великобритания
«Британцы [лорд Китченер] нуждается в тебе Вступай в армию! Боже, храни короля»


Идея эта понравилась и в 1917 году американцы выпустили похожий плакат с Дядей Сэмом в главной роли и с таким же призывом. Художник Джеймс Флагг выступил в роли Дяди Сэма на этом плакате. Моор вдохновлённый этой идеей, также изобразил себя в роли красноармейца. Кстати, Флагг нарисовал ещё один такой же плакат, но без указующего жеста. Этот рисунок значительно проигрывал по силе психологического воздействия и после Первой мировой войны был забыт.

1917. Джеймс Монтгомери Флагг. США
«Ты нужен мне в армии Соединенных Штатов ближайший призывной пункт [место для адреса]»

Эта агитационная идея стала очень популярна в мире и в том же 1917 году выходит итальянская версия плаката. Правда, здесь не звали на войну, а рекламировали военный займ. Тем не менее, в Белой армии решили воспользоваться итальянским прототипом, что, по признанию всех, было неудачной идеей, а по силе воздействия в разы проигрывала плакату Моора.

1917. Лучано Мауцан. Италия.
«Выполните все свои обязанности! Подпишитесь на займ, полученный в «Кредито Итальяно»»

1919. Неизвестный художник. Россия.
«Отчего вы не в армии?»

Здесь мы отчётливо видим, что белогвардейский плакат не был прототипом «решительного будённовца», даже в плане идеи. Бледные жёлтые и зелёные цвета никак не могут конкурировать с кровавокрасными оттенками. Шрифт в стиле «модерн», плохо читаемый, никак не годится для призыва в армию. И наконец, энергичная поза человека приказывающего идти на войну на плакате Моора, безусловно сильнее, чем поза солдата, стоящего на одном колене, как бы просящего и абсолютно неубедительного.

« Торгово-промышленный плакат 1880–1915 годов

« ИСТОРИЯ в ПЛАКАТАХ

© 2006. Puhonto&Co
телефон:  8-916-252-40-72