Проектирование интерьеров / Интерьеры / Дизайн интерьеров. Элемены дизайна

Дизайн интерьеров. Элемены дизайна

Основными элементами дизайна и средствами его реализации являются пространство, форма, линия, фактура, цвет и свет.

Пространство

Пространство, ограниченное стенами, потолками, плоскостью пола и мебелью, было и остается важнейшим и сложнейшим из элементов дизайна. Когда человек находится в пространстве интерьера, его соотношение с ним непрерывно изменяется. Само пространство можно определить как позитивное или негативное. Позитивные пространства образуются массами — предметами мебели, оборудованием, стенами, тогда как негативное пространство — это обычно сам «воздух», окружающий предметы. Именно соотношение позитивного и негативного пространств, выраженное их объемами и конфигурацией, создает атмосферу интерьера. Другими словами, помещение с большим числом позитивных пространств будет ощущаться сложным и замкнутым, тогда как интерьер с большей долей негативных пространств кажется более простым и открытым. То, как взаимодействуют между собой позитивное и негативное пространства, определяет структуру пространства и пути через него. Это обстоятельство особенно существенно в определении того, статичным или динамическим будет характер интерьера. В более статичном интерьере границы позитивного и негативного пространств определены максимально четко, как это происходит с рядами сидений в аудитории. В динамичном интерьере границы между позитивным и негативными пространствами переменчивы — в ресторане, к примеру, где множество столов разного размера и формы расположены под разными углами один к другому.

Форма и контур

И позитивное, и негативное пространство определяется формой и контуром. Под контуром имеется в виду внешний абрис объектов, выраженных в двухмерной проекции, тогда как формой считается трехмерный объем предмета. Дизайнеры классифицируют формы и контуры по их соотнесенности с элементарными геометрическими фигурами — квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником и ромбом. Подавляющее большинство интерьеров основаны на квадрате и прямоугольнике. Они стабильны и придают пространству устойчивость. Треугольники и ромбы более динамичны и обладают собственной направленностью. Наконец, криволинейные фигуры, круги и овалы придают интерьеру мягкость, разнообразие и динамику.

Линия

Основные направления линий — горизонталь, вертикаль, диагональ. Сами они могут быть толстыми и тонкими, прямыми или изогнутыми. При этом дизайнеру помещения приходится считаться с линейным рисунком, заданным архитектурой: углами и линиями, разграничивающими пол, стены и потолок. Кроме того, он обязан принимать во внимание структурные линии предметов меблировки и линии рисунка тканей или обоев. Обычно одно направление линий является в пространстве основным и определяет общее его настроение. При господстве вертикальных линий интерьер будет казаться выше, но вместе с тем более официальным и статичным. Интерьер, в котором господствуют горизонтали, производит впечатление неформального и спокойного. Диагонали вносят динамику в интерьер, их сдержанное использование, например, наклонный потолок или установка мебели под углом к стене, привносит в помещение оттенок необычности и интриги. При этом чрезмерное использование диагоналей грозит созданием ощущения тревоги и даже хаоса. Непрямые линии, изогнутые формы и контуры облегчают жесткую сетку прямых архитектурных линий. Если они длинные, то несут в себе сочетание изящества и покоя, если короткие, - игривость и возбуждение.

Фактура поверхности

Качество поверхности любого объекта является одним из главных элементов в дизайнерском проектировании, поскольку оно воспринимается зрительно и на ощупь. Фактура во многом определяет степень официальности интерьера, она может придавать пространству оттенок холодности или теплоты. Фактуру используют для создания ощущения разнообразия при единстве цвета. Так, сияющие хромированные трубки стульев, контрастируя с грубым ковровым покрытием пола, могут придать очарование интерьеру, который в противном случае казался бы скучным. Среди фактур поверхности выделяют шероховатые и гладкие, твердые и мягкие, блестящие и матовые, прозрачные и непрозрачные. Как правило, шероховатые матовые поверхности, будь то каменная кладка камина или рыхлое плетение шерстяной обивки мебели, считаются неофициальными, а гладкие блестящие поверхности, например, черный лаковый рояль, подчеркивают формальность обстановки. Мягкие ковровые покрытия придают ощущение тепла и комфорта, в то время как гладкие твердые поверхности характерны для холодных деловых по характеру интерьеров. Если дизайнер не учел в достаточной мере архитектурные фактуры, заданные стенами, окнами, каминами и полами, равно как и фактуры мебели, то в одном интерьере может оказаться излишнее разнообразие фактур. Это почти неизбежно приведет к ощущению хаоса и распада интерьера на разные элементы.

Цвет

Цвет — важнейший элемент, определяющий настроение интерьера, он нередко оказывает на человека физиологическое и психологическое воздействие. По поводу цвета сформировались три области теоретического знания: физиологическое влияние цвета; соотношение цвета и света; цвет и его зависимость от красителей. Цветовой тон (оттенок) определяет наименование цвета. Все цвета образуются смешением трех основных тонов — красного, желтого и синего. Красный и желтый образуют оранжевый, синий и красный - фиолетовый, синий и желтый — зеленый. Цветовые тона определяются в чистом виде, без добавки белого или черного, и соотношение оттенков демонстрируют на т. н. цветовом круге. Чем ближе один к другому оттенки на круге, тем спокойнее их сочетание; оттенки, лежащие на противолежащих частях круга, резко контрастируют, их сопоставление возбуждает. Оттенки цвета подразделяют также на теплые и холодные.

Свет обычно связывается в нашем представлении с количеством черного или белого пигмента в краске. Он измеряется обычно на ахроматической (серой) шкале с градацией от черного до белого. Хотя люди при выборе цветовой гаммы нередко обращают внимание на оттенок, в действительности на характере интерьера сильнее всего сказываются вариации световой плотности.

Насыщенность, или сочность цвета, определяется долей основного пигмента в общем объеме краски. Оттенок, образуемый, к примеру, чистым красным пигментом, обладает максимальной насыщенностью. Насыщенность будет меняться при добавлении черного или белого пигмента, либо пигмента, соответствующего оттенку, лежащему на противоположной стороне цветового круга. Подобно градации световой плотности отстраивается и градация насыщенности в зависимости от пропорциональной добавки черного, белого или контрастного цвета. Тона нулевой насыщенности (серые тона) называют бесцветными (ахроматическими), они образуются смешением черного и белого или двух контрастных цветов в равных долях и различаются по световой плотности.

Цветовые гаммы интерьеров строятся на различных комбинациях цветовых тонов, световой плотности и цветовой насыщенности. Основные колористические схемы бывают монохромные, аналогичные, взаимодополняющие и ахроматические. В монохромной схеме используется только один оттенок, это придает интерьеру ощущение абсолютной цельности, разнообразие в которую привносится варьированием плотности света и цветовой сочности. Аналогичные, или подобные схемы основаны на использовании оттенков, расположенных близко один к другому на цветовом круге. За счет близости оттенков возникает эффект гармонического спокойствия, которое для преодоления возможной монотонности требует привнесения разных вариаций световой плотности и сочности цвета. Взаимодополняющие схемы строятся на оттенках противолежащих частей цветового круга, их контраст добавляет интерьеру интриги, придает ему возбуждающее звучание.

Чтобы несколько затушевать эффект такого контраста, оттенки цвета обычно смягчают. Ахроматические схемы могут быть построены только на черном, белом и промежуточных серых тонах, или с добавлением какого-то оттенка ради обогащения общего эффекта. Ахроматические цветовые гаммы нередко применяют для видимого объединения пространства или зрительного его увеличения. При этом следует помнить, что эти схемы не являются жестким сводом правил, а лишь основными принципами, к тому же не все цветовые комбинации укладываются в четкие схемы.

Цвет интерьера оказывает разное воздействие на тех, кто в нем находится. Цвет, выбранный для стен и пола, существенно влияет на восприятие размера и формы помещения и даже температуры воздуха в нем. Предметы теплых, темных и насыщенных оттенков кажутся ближе, при этом пространство сжимается и «утепляется»; холодные, светлые и слабонасыщенные цвета делают помещение больше и холоднее. С помощью цвета какие-то элементы помещения или его свойства можно либо усилить, либо ослабить. И вновь: теплые, темные насыщенные цвета привлекают внимание, и потому их резонно применять в специально выделяемых элементах интерьера. Привлечь внимание к какой-то части целого можно также за счет использования контраста оттенка, тона или насыщенности.

Психологические свойства цвета хорошо известны. Одни цвета, как красный, оказывают возбуждающий эффект, другие, например, синий, успокаивают и даже угнетают. Желтый обычно считается веселым, зеленый — комфортным, оранжевый — раздражающим. Цветовая психология учитывается в решении интерьеров: в ресторанах нередко используют красный цвет для повышения аппетита посетителей; в отделке самолетов применяют мягкие зеленоватые оттенки для общего успокаивающего эффекта; в больницах — пастельные оттенки, создающие ощущение покоя. Цвет особенно сильно воздействует на детей, и потому в детских садах обычно выстраивают целую систему цветового «кодирования»: чистые яркие насыщенные цвета в зонах активности, более легкие, слабонасыщенные оттенки — в зонах отдыха. В то же время известно, что разные люди могут реагировать на цвет по-разному, так что дизайнерам следует по возможности подбирать цветовую гамму сообразно индивидуальным предпочтениям обитателей интерьера.

Свет

В дизайне интерьеров свет играет функциональную и эстетическую роль. Дизайнеры используют одновременно три базовые схемы освещения: общее, рабочее освещение и направленное. Общий свет необходим для перемещения в интерьере и обычных занятий. Из всех трех схем он предполагает минимальный уровень освещенности и самый широкий световой поток. Рабочий свет применяется для особых видов работ, требующих интенсивного светового потока, например, при длительном чтении или тонких ручных операциях. Наконец, направленный свет используют обычно из эстетических соображений для выделения элементов интерьера — камина, статуэтки или картины на стене. Его применяют также в розничной торговле, где необходимо привлечь внимание к какому-то предмету в общей товарной выкладке.

Целостная схема общего, рабочего и направленного света определяет подбор источников света и световое решение интерьера. Источник света может быть как естественным, так и искусственным; но всегда рекомендуется максимально использовать возможности естественного освещения в дневное время. Заводы и офисы нередко даже экономят, используя естественное освещение. Когда по каким-то причинам естественного света не хватает, дизайнеры применяют искусственные источники света, которые подразделяются на лампы накаливания, люминесцентные, газоразрядные и появившиеся в последнее время светодиоды. В быту чаще всего применяют лампы накаливания, дающие теплый, легко регулируемый по интенсивности свет от приборов, приобретение и установка которых относительно дешевы. Традиционные лампы накаливания обеспечивают довольно высокий уровень светового потока на один ватт мощности, хотя более новые галогенные лампы существенно выше по этому показателю. Люминесцентное освещение особенно выгодно, когда нужно обеспечить общий свет на большой площади или когда важно добиться высокого уровня светового потока при низких затратах энергии. Однако люминесцентные светильники не слишком привлекательны из-за своего «холодного» спектра и трубчатой формы ламп. Газоразрядные светильники используются преимущественно для уличного освещения, в промышленных или очень крупных общественных сооружениях. Они весьма экономичны, обеспечивая в десять раз более мощный световой поток на единицу мощности по сравнению с лампами накаливания. Такой тип освещения особенно уместен, когда для освещения больших площадей используют свет, отраженный от высоких потолков.

Характер осветительных приборов во многом предопределен типом самого источника света. Если лампы накаливания встраиваются в разнообразные типы светильников, то люминесцентные источники света предполагают в основном удлиненные или круглые их формы. Выбор электроарматуры зависит также от того, хочет ли дизайнер сделать осветительные приборы элементами художественной композиции помещения или стремится сделать их скрытыми. Световые приборы встраиваются в пол и потолок, их укрывают за решетками или жалюзи, навешивают на стену или потолок или наконец подвешивают к потолку, как люстру. Их делают и переносными, расставляемыми на полу или на приподнятых над полом поверхностях. Размещение светильников во многом определяет общую атмосферу помещения. Свет, исходящий сверху, с уровня потолка, более резок, открыт, тогда как свет на уровне глаз придает интерьерам более мягкий характер. Свет на уровне пола увеличивает безопасность передвижения и добавляет помещению динамизма.