+7 (916) 252 40 72
Меню

Социологический мониторинг

Социологический мониторинг (лат. monitorius – предостерегающий, предупреждающий) — форма проведения социологических исследований, обеспечивающая постоянное получение социологической информации о состоянии определенного социального процесса или социальной ситуации.

Мониторинг — это систематическое отслеживание социологических данных. При проведении мониторинга могут быть использованы не только социологические методы сбора информации. Однако, если эта информация носит социальный характер, то, безусловно, она нуждается в методологической и теоретической рефлексии с позиций социологии. Тем не менее, для социологических исследований мониторинг — наиболее оптимальный метод организации сбора и анализа информации. Поскольку целостная, и достаточно глубокая интерпретация тех или иных процессов может быть достигнута на сравнительных, регулярно фиксируемых данных, полученных в достаточно значимом интервале времени.

В социологию понятие «мониторинг» пришло из экологии, где этми термином обозначается непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью создания базы данных о возможных разнообразных отклонениях важнейших параметров. При организации социологических исследований по типу мониторинга обычно определяется небольшое число наиболее существенных показателей, отражающих состояние социальной среды, затем методом повторных исследований регулярно проводятся социологические замеры, что позволяет накапливать и анализировать информацию в динамике, используя сравнение с базовыми или нормативными показателями.

Для социологического мониторинга используются специфические для эмпирической социологии методы сбора, обработки, анализа и использования информации, например опрос.

К эмпирическим методам исследования относятся:

  • наблюдение — целенаправленное восприятие объективной действительности;
  • описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений или объектов;
  • измерение — количественная характеристика свойств объектов;
  • сравнение — сопоставление объектов по каким-либо сходным свойствам или параметрам;
  • эксперимент — наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Объектом социологического мониторинга (т.е. осуществляемого с использованием социологического инструментария) могут быть не только объекты социальной сферы, но и политические, экономические и другие явления.

Задачи решаемые социологическим мониторингом подразделяются на методические, научные и информационные.

Методические задачи

Методические задачи социологического мониторинга заключаются:

  • в разработке и экспериментальной проверке предметной структуры;
  • научно-организационной структуры;
  • методов построения и реализации выборки;
  • методов и инструментов опроса;
  • методов обработки и анализа данных.

Научные задачи

Научные задачи социологического мониторинга можно разделить на две группы.

  • Первая группа состоит в использовании получаемых данных для отслеживания и анализа социальной динамики анализируемых процессов.
  • Вторая группа задач заключается в проверке справедливости (оценке вероятности реализации) гипотез, выдвигаемых в научно-исследовательском проекте. Сюда можно отнести оценку общей социальной направленности формирующегося рынка рабочей силы, а также эмпирическую проверку гипотез о направлениях и результатах социального процесса.

Информационные задачи

Информационные задачи социологического мониторинга состоят в обеспечении общественности методически надежной и экспертно независимой информацией о воздействии отслеживаемых факторов на разные социальные субъекты и социальные процессы. Социологический мониторинг значительно повышает качество социологического обеспечения процессов социального управления, в том числе и маркетинга.

© 2006. Puhonto&Co
телефон:  8-916-252-40-72